НАУКА И ТЕХНИКА

         

ОЗЕЛЕНЕНИЕ КРЫШ

Озеленение крыш — термин, обозначающий частично или полностью засаженные живыми растениями крыши зданий.

При этом высаживание растений в горшки, даже размещённые на крыше, не считается «зелёными крышами». Озеленённые крыши поглощают дождевую воду (таким образом, снимая нагрузку с канализационных систем, и не давая относительно чистой дождевой воде смешаться со сточными водами), обеспечивают защиту от городского шума и от холода, а также защищают здания от перегрева в жару (что, кроме естественного повышения комфорта, значительно снижает затраты на кондиционирование, и в несколько раз продлевает жизнь самих крыш, спасая их от погодных воздействий). Кроме этого, «зелёные крыши» служат украшением городов и средой обитания городской фауны. Существует два вида озеленения городских крыш: интенсивное — условно можно назвать его «садом на крыше», и экстенсивное, при котором крыши покрываются относительно тонким слоем почвы, в который высаживается низкорослая растительность, не требующая специального ухода. Экстенсивные «зеленые крыши» практически автономны, и, как следствие, крайне незатратны в эксплуатации. Исследования показывают, что в летнее время большая концентрация зелёных крыш способна существенно понизить среднюю температуру целого города. Современная методика озеленения крыш с использованием специальных слоёв для высаживания растительности, защиты от корней, дренажа и т. п. появилaсь относительно недавно. Однако сами по себе «зелёные крыши» существуют уже несколько веков. Например, дёрновые крыши на севере Скандинавии. В ряде Европейских стран существуют ассоциации активно продвигающие идею озеленения крыш. По сегодняшним оценкам, около 10 % всех крыш в Германии были озеленены. В США «зелёные крыши» также становятся популярны, хотя их количество ещё не так велико, как в Европе. В городе Линц в Австрии работы девелоперов по озеленению крыш с 1983 года оплачиваются муниципалитетом, а в Швейцарии федеральный закон о «зелёных крышах» введён в действие с конца 1990-х. В Великобритании тенденция набирает официальные обороты медленнее; тем не менее, в ряде городов, включая Лондон и Шеффилд, были разработаны законы, поощряющие озеленение крыш. Основным недостатком озеленённых крыш можно считать большую начальную стоимость по сравнению с обычной крышей. Также в сейсмоопасных регионах озеленение может существенно усложнить конструкцию крыши. Не все существующие здания могут быть оборудованы любым из типов «зелёных крыш» из-за того, что их крыши могут быть не рассчитаны на такую нагрузку. Для многих видов растений актуальна также проблема сохранения постоянной влажности крыши и, как следствие, — надёжной защиты от протекания (напомним, что корни растений могут прорвать водозащитную мембрану, поэтому при грамотном озеленении требуется также корнезащитный слой).

Однако, для экстенсивных зелёных крыш, например, покрытых седумом, эта проблема неактуальна, так как данному виду растительности хватает периодически выпадающей дождевой воды, и он может подолгу жить в сухом грунте. http://ru.wikipedia.org

 

ПРОЕКТ МКULTRA

Проект МКULTRA (англ. Project MKULTRA, также известен как МК-ULTRA) — кодовое название секретной программы американского ЦРУ, имевшей целью поиск и изучение средств манипулирования сознанием, например, для вербовки агентов или для извлечения информации на допросах, в частности, с помощью использования психотропных химических веществ (оказывающих воздействие на сознание человека). По имеющимся сведениям, программа существовала с начала 1950-х годов и, по крайней мере, до конца 1960-х годов, а по ряду косвенных признаков продолжалась и позже. ЦРУ намеренно уничтожило ключевые файлы программы MKULTRA в 1973 году, что значительно затруднило расследование её деятельности Конгрессом США в 1975 г. В Монреале, в Аллан Мемориал Институте Университета Макгилла психиатр Дональд Камерон проводил эксперименты, применяя различные химические средства (вещества нервно-паралитического действия, ЛСД и психотропные препараты) и электросудорожную терапию, электрический разряд при которой превышал терапевтический в 30-40 раз. Участникам экспериментов непрерывно в течение нескольких месяцев вводили химические средства или вводили их электрическими разрядами в коматозное состояние и при этом заставляли прослушивать записанные на магнитофонную ленту и многократно воспроизводимые звуки или простые повторяющиеся команды. Целью данных экспериментов была разработка методов стирания памяти и полной переделки личности. Эксперименты обычно проводились на людях, обратившихся в Аллан Мемориал Институт с незначительными проблемами, такими как неврозы, тревоги или послеродовая депрессия. Впоследствии политический скандал, вызванный результатами парламентского расследования MK-ULTRA, повлиял на принятие значительно более строгих законов, обеспечивающих получение «информированного согласия» (англ. informed consent) в любых экспериментах над людьми. Масштаб MKULTRA можно оценить из того факта, что бюджет программы в 1953 году составлял 6 % общего бюджета ЦРУ, при этом средств мониторинга и контроля расходов не предусматривалось. Объём исследований и экспериментов также может быть оценён из фактов о том, что в них принимало участие 44 учебных и исследовательских учреждений (университеты и колледжи)[5], 15 научно-исследовательских, химических и фармацевтических компаний, 12 госпиталей и клиник и 3 тюремных заведения. Сохранившиеся документы ЦРУ указывают на то, что программа ставила целью исследование воздействия «химических, биологических и радиологических» методов на сознание. В частности, изучались такие темы, как: расстройство памяти, дискредитация человека его поведением, изменение сексуальных привычек, методы выпытывания информации, внушаемость, создание у человека чувства зависимости. В качестве одного из ответвлений проектов «МК Ультра» и «Артишок», нацеленных на разрушение личности агентов, некоторые источники называют проект «Монарх» (англ. Project Monarch). www.wikipedia.org

 

СЕРДЦА ХОРИСТОВ БЬЮТСЯ В ТАКТ

Пение хором можно сравнить с упражнениями йоги — в обоих случаях мы управляем сердечным ритмом с помощью дыхания. Когда мы поём хором, ритм наших сердец синхронизируется, поэтому пульс поющих учащается или делается реже, чтобы попасть в унисон с музыкой. Это обнаружили исследователи из Академии Сальгренска при Университете Гётеборга (Швеция), участвующие в проекте по изучению того, как музыка влияет на человеческий организм. Учёные пригласили пятнадцать учащихся одной из высших школ Гётеборга и попросили их исполнить несколько хоровых номеров: монотонное жужжание, медленную мантру и церковный гимн. Одновременно регистрировался сердечный ритм поющих. В журнале Frontiers in Neuroscience Бьорн Викхофф и его коллеги пишут, что мелодия (и вообще структура музыки) прямо влияла на работу сердца певцов, ускоряя или замедляя сердечный ритм. По мнению исследователей, связь между пением и сердечной деятельностью происходит через блуждающий нерв. С одной стороны, этот нерв нужен для регуляции вокальных усилий, с другой — он участвует в эмоциональных реакциях, которые неизбежно возникают, например, при контакте с другими людьми. Возможно, уроки пения следовало бы проводить в медико-профилактических целях, раз уж коллективные вокальные упражнения по действию на физиологию сравнимы с йогой. Известно, что совместное пение хорошо влияет на физическое и психическое здоровье, но какие физиологические механизмы при этом работают, до сих пор не вполне ясно. Авторы полагают, что тут происходит то же самое, что и при занятиях йогой, где требуется контроль над дыханием. Пение, особенно, если нужно воспроизводить длинные фразы, тоже требует контроля над дыханием, а управляя дыханием, мы управляем сердцем, мозгом и т. п. Связь же осуществляется через блуждающий нерв: когда мы выдыхаем, он слегка замедляет сердечный ритм, чтобы потом ускорить его на вдохе. Такая дыхательная регуляция сердца особенно выражена у молодых людей и при отсутствии какого-либо стресса. С другой стороны, дыхательные упражнения йоги предназначены для того, чтобы снимать стресс и обретать душевный мир. (Впрочем, тут нужно уточнить, что в данном случае не оценивалось, хорошо или плохо чувствуют себя певцы, учёные лишь регистрировали изменения в работе сердца.) Это далеко не первое исследование, посвящённое физиологическому влиянию музыки на организм. Известно, что совместное музицирование синхронизирует работу мозга, а что до хорового пения, то оно, например, повышает уровень окситоцина — гормона, отвечающего за укрепление социальных связей. Так что влиянием музыки на физиологию сейчас мало кого удивишь, другой вопрос, насколько далеко простирается это влияние. Но, по-видимому, люди издавна догадывались, что совместные вокальные (и вообще музыкальные) упражнения приносят здоровью только пользу, так как трудно найти обычай более древний, чем пение хором, будь то исполнение ритуальных гимнов или же застольных песен. http://compulenta.computerra.ru/chelovek/meditsina/10007805/

 

ЭФФЕКТ ВЕРТЕРА

Эффе?кт Ве?ртера; синдро?м Ве?ртера — массовая волна подражательных самоубийств, которые совершаются после самоубийства, широко освещённого телевидением или другими СМИ, либо описанного в популярном произведении литературы или кинематографа. Выявлен в 1974?1975 годах американским социологом Дэвидом Филлипсом из Калифорнийского университета в Сан-Диего, который исследовал волну подражающих самоубийств, прокатившуюся по всей Европе в конце XVIII века и спровоцированную распространением романа Гёте «Страдания юного Вертера» (отсюда и произошло название феномена). Также Филлипс и Карстенсен (1986) изучали существование такой взаимосвязи на протяжении 7 лет (1973?1979), взяв данные о 12 585 самоубийствах подростков и проследив их связь с телерепортажами о самоубийстве в новостях и статьями первых полос газет. Они обнаружили, что число самоубийств значительно возрастало по прошествии 0?7 дней после такой истории в новостях. Это увеличение коррелировало (r = 0,52) с количеством программ, передававших репортаж. Такая корреляция имела значение только для подростков, а не для самоубийств взрослых людей, и была гораздо сильнее для девочек, чем для мальчиков. Наконец, изучив статистические данные о самоубийствах в Соединенных Штатах Америки с 1947 по 1968 год, Филлипс обнаружил, что в течение двух месяцев после каждой громкой публикации о самоубийстве, в среднем суициды совершало на 58 человек больше, чем обычно. Филлипс отметил сходство между ситуацией первого ставшего знаменитым самоубийцы и ситуациями тех, кто покончил с собой вслед за ним (если самоубийца был в возрасте — возрастали самоубийства среди пожилых людей; если принадлежал к определённому социальному кругу или профессии — то учащались самоубийства в этих сферах), а также сходство между первым и последующими способами сведения счётов с жизнью. Реакция имитации суицида свойственна и неуверенным в себе, привыкшим во многом брать пример с других людей, особенно если их жизненная ситуация напоминает жизненную ситуацию человека, наложившего на себя руки. Отчаявшись, не видя иного решения своей проблемы, они нередко воспринимают известие о чьём-то самоубийстве как своеобразную подсказку и принимаются копировать действия тех, кто во многом на них похож. В Австрии, где в 80-е годы XX века чрезвычайно выросло количество самоубийств в метро, в 1987 году Венский Центр Кризисной помощи совместно с сотрудниками Венского метрополитена пошли на своеобразный эксперимент: решили больше не освещать факты «смерти на рельсах» или, по крайней мере, не «раздувать» из них сенсации, уделяя данным происшествиям минимум внимания. Уже через месяц количество самоубийств в метро снизилось почти в 3 раза. С тех пор в австрийской прессе действует запрет на освещение подобных трагических событий. Волну самоубийств, прокатившуюся после смерти Мэрилин Монро, Дэвид Филлипс также приписал действию эффекта Вертера. Эффект Вертера упоминается в 8-й серии первого сезона телесериала «Обмани меня».

http://ru.wikipedia.org/